А+Б=SOL'ЮТ!
Шрила Индрадьюмна Свами
Дневник Странствующего Проповедника
Том 9, Глава 8
5 - 12 июля 2008
Проклятие
Преданные были в приподнятом состоянии духа после фестиваля, прошедшего на
пляже с оглушительным успехом. На следующий день мы отправились в Мржежино,
где должна была пройти следующая программа. Несколько преданных попросили
меня пойти на харинаму раньше обычного.
Я улыбнулся:
- Поберегите силы, - сказал я. - У нас впереди еще 43 фестиваля.
В течение всего года нет больше такого продолжительного периода, когда мы
работали бы так тяжело. Мы проводим грандиозные программы каждый день, кроме
понедельника, почти два месяца подряд. В других местах преданные могут
позволить себе отдохнуть несколько дней после Ратха-Ятры или Гаура-пурнимы,
наши же фестивали проходят день за днем.
Как преданным это удается? Они наслаждаются обществом друг друга и делятся
своей удачей с теми, кто еще не стал преданными. Ничего удивительного. Это
происходит уже сотни лет.
Шри Нарахари Чакраварти Тхакур писал: "Новости о том, что огромное
количество людей были обращены в Вайшнавизм, распространились по всей земле.
Все преданные были воодушевлены этим. Харинама дас и Рамакришна дас с
радостью занялись санкиртаной. В результате этого они стали абсолютно
безразличны к материальной жизни, ибо обрели самое ценное сокровище -
преданное служение Господу. Став преданными, они поселились у Баларама
Кавираджи, чтобы быть постоянно погруженными в слушание и воспевание славы
Господа".
[Нароттама-виласа, виласа 10]
В то утро наша Харинама шла по пляжу, мы раздавали приглашения и
рассказывали людям, что вечером будет программа. Преданным не пришлось долго
ждать, чтобы увидеть результаты своих усилий. Когда мы проходили мимо одной
семьи сидящей на лежаках, мужчина подозвал меня и одного из моих учеников.
- Мы очень рады, что вы будете проводить свой фестиваль, когда мы отдыхаем
здесь, - сказал он. - Мы посетили его в прошлом году, и нам очень
понравилось. На самом деле мы вспоминали его каждый день. Наша четырехлетняя
дочь - ваша большая поклонница. Весь год, каждый день она пела вашу песню,
даже во сне.
- Какую песню? - уточнил я.
- Марта, - сказал отец, - спой.
Маленькая Марта встала, широко улыбнулась и с сияющим лицом запела:
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе
Она пела снова и снова. Мы извинились и побежали догонять группу киртана,
которая ушла дальше по пляжу.
Чуть позже, когда мы свернули с пляжа на пешеходную дорожку, мы увидели
10-летнего мальчика, который занимался йогой, перед ним стояла коробка для
пожертвований. Я был потрясен. Он был такой гибкий, что с легкостью выполнял
йогические асаны, которые под силу только достигшему совершенства йогу.
- Где ты научился этому? - спросил его преданный.
- Меня никто не учил, - ответил мальчик. - Это проявилось само собой. Я с
самого детства знаю, как это делать. В своей школе я попытался обучать йоге
других, но большинству ребят это не интересно. У них на уме только футбол и
девочки. Некоторые даже наркотики употребляют. Такие тупые. Большую часть
времени я провожу в одиночестве, пытаюсь собрать денег, чтобы однажды
отправиться в Индию и обучаться йоге у гуру в Гималаях.
Мы пошли дальше и мне на память пришли два стиха из Бхагавад-гиты:
"Проведя великое множество жизней в наслаждениях на планетах, где живут
благочестивые живые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников
или богатых аристократов".
"У того, кто родился в такой семье, просыпается божественное сознание,
которым он обладал в предыдущей жизни, и он вновь начинает заниматься йогой,
чтобы достичь совершенства, о сын Куру".
[Бхагавад-гита, 6.41,43]
Через четыре часа я привел Харинаму на фестивальную площадку. Только что
пришла машина с прасадом, и преданные ели с большим аппетитом. После обеда
они несколько минут отдохнули на траве, а потом отправились заниматься
каждый своим служением. Я поразился их выносливости: после четырех часов
Харинамы они приступали к своим обязанностям на фестивале, который продлится
пять часов, передохнув всего несколько минут.
Когда я приблизился к сцене, ко мне подошел бхакта Доминик с тревожными
новостями.
- Здесь только что были две монашки, они гуляли по фестивальной площадке и
все разглядывали, - сказал он. - А когда им сказали, что мы преданные Харе
Кришна, они неожиданно пришли в ярость и стали проклинать нас. "Вы опасная
секта! - кричала одна из них. - Вы привели Дьявола в наш город!"
- А другая вопила: "Господь лично покарает вас! Он накажет вас и каждого,
кто придет на этот фестиваль! Мы проклинаем вас! Пусть ваш фестиваль
провалится не начавшись!"
- Потом они ушли. Люди наблюдали эту картину, и некоторые последовали за
ними. Было очень неприятно.
Я прошелся по фестивальной площадке, чтобы убедиться, что все палатки
открыты и все преданные на своих местах. Гости текли рекой, и
бхаджан-группа, открывающая фестиваль, начала петь на сцене. Сладостные
звуки музыки пронизывали все вокруг, создавая удивительную атмосферу.
Неожиданно звук и свет на сцене вырубились. Наш трехтонный генератор встал.
Доминик и еще трое ребят из команды техников бросились за сцену, лихорадочно
пытаясь устранить поломку.
Я недоумевал, как практически новый генератор мог поломаться. Через 20
тревожных минут зрители стали беспокоиться. Доминик подошел ко мне и сказал,
что они не могут понять, в чем проблема.
- Доминик, - сказал я, - у нас перед сценой сидит пятьсот человек. Они
уйдут, если мы не продолжим программу.
Я сел и стал смотреть на толпу. Прошло еще 20 минут, и люди начали
расходиться. Неожиданно из генератора вырвался большой клуб белого дыма.
Доминик, который наполовину был внутри генератора, высунулся и показал мне
большой палец. Электричество появилось на сцене.
- Начинайте представление, - крикнул я артистам. Через секунду
бхаджан-группа запела, но мгновение спустя свет снова погас.
Один из парней со сцены крикнул мне:
- Махараджа, остановить представление?
- Нет, - крикнул я. - Звук есть. Продолжайте без света.
Было темно и практически не видно ничего, что происходило на сцене, но у нас
не было выбора. Доминик со своей командой работали под сценой, налаживая
освещение. Через пятнадцать минут свет появился. Но генератор снова
остановился, а вместе с ним и вся программа. Посмотрев начало представления,
зрители терпеливо ждали, пока ребята починят генератор. Через десять минут
он снова завелся.
- Ничего подобного прежде не было, - подумал я. Я смотрел на тысячи людей,
которые бродили по нашей фестивальной площадке, и молился, чтобы наши
проблемы на этом закончились.
В следующее мгновение ко мне подбежал Доминик.
- Махараджа, - сказал он, - по необъяснимой причине я оставил все СД-диски
для сценического представления на базе. Я уже отправил за ними человека, но
это займет, по меньшей мере, два часа.
Я остолбенел. У нас не было иного выбора, как использовать прошлогодние
диски. Принимая во внимание огромное количество зрителей, проблемы,
следующие одна за другой, воспринимались не просто как мелкие неурядицы. Я
решил не зацикливаться на всем этом и направился к ресторану.
По пути я заметил мужчину, который сидел, прислонившись к мусорному
контейнеру. Судя по его рваной одежде, небритому лицу и унылому виду, я
понял, что он бездомный. Подойдя поближе, я к своему удивлению обнаружил,
что он цветными карандашами рисует прекрасную картину нашего фестиваля.
- Вы очень талантливы, - сказал я ему.
Он посмотрел на меня.
- Благодарю вас, - ответил он. - Я рисую только то, что красиво. Это
помогает не терять надежду на лучшее в моей несчастной судьбе.
- Где вы научились так рисовать? - спросил я его.
- Это всегда было моим хобби, - ответил он. - По образованию я бухгалтер.
Когда-то у меня была престижная, высокооплачиваемая работа, красивая жена,
дети и собственный дом, но я все потерял.
- Но, безусловно, такой одаренный и разумный человек снова может подняться,
- сказал я.
- Только если мне не предначертано остаться таким, - ответил он. - Я
надеюсь, что в следующей жизни мне повезет больше.
- Вы верите в реинкарнацию? - спросил я.
- Да, верю, - ответил он. - Я каждый день читаю Бхагавад гиту. Это все, что
у меня есть. Много лет назад я купил ее у кого-то на улице. Там есть стихи
на санскрите, перевод и комментарии Свами Прабхупады. Тогда она меня не
очень заинтересовала, но я ее сохранил. Это единственное, что я взял с
собой, когда все рухнуло. Она лежит у меня в рюкзаке в лесу под деревом.
- Удивительно, - сказал я. - Вы знаете, что этот фестиваль основан на учении
Бхагавад гиты?
- Это заметно, - ответил он.
Я попросил прощения и пошел к ресторану. Через два часа, когда я смотрел на
представление, которое наконец-то шло как надо, этот мужчина подошел ко мне.
- Извините, - сказал он. - Мне сказали, что Вы гуру.
- Да, - согласился я, - я духовный учитель некоторых из этих преданных.
- Спасибо, что уделили мне время и поговорили со мной, - сказал он. - Я не
сразу понял кто Вы.
- Я не являюсь кем-то особенным, - ответил я. - Мне просто посчастливилось
встретиться с человеком, который перевел Бхагавад гиту, которую вы читаете.
- А мне повезло встретиться с Вами, - сказал он. - Я бы хотел задать Вам
несколько вопросов, но мне нужно идти. Не могли бы мы встретиться в один из
дней на следующем фестивале? Я знаю, где он будет проходить.
- Это далеко отсюда, - предупредил я.
- Я доберусь, - успокоил он меня. - Это очень важно.
- Тогда увидимся там, - ответил я.
В тот вечер один из преданных спросил меня:
- Гуру Махараджа, некоторые преданные говорят, что сегодня у нас было так
много проблем в начале программы из-за проклятия монашек. Как Вы считаете,
это так?
- Это нелепо, - ответил я. - Господь всегда защищает Своих преданных. Более
того, этот фестиваль подобен Вайкунтхе, духовному миру. Попав сюда можно
обрести лишь удачу. Проклятия здесь не действуют.
Шрила Прабхупада пишет:
"Из-за проклятия Дакши Нараде не позволяется жить в одном месте
продолжительное время. Однако, Шридхара Свами подчеркивает: на тасьям
сападех прабхавах - в Двараке не действуют проклятия и нет других бед,
потому что Дварака является обителью Верховной Личности Бога и Он
собственноручно защищает ее, что указано в словах говинда-бхуджа-гуптаям.
Обусловленные души ведут борьбу в царстве майи с жестокими законами
материальной природы, такими как рождение, смерть, старость и болезнь, но
если такой обусловленной душе посчастливится войти в город Верховной
Личности Бога: Двараку, Матхуру или Вриндаван - и жить там под защитой
всемогущих рук Верховного Господа, Кришны, она испытает беграничное
трансцендентное блаженство настоящей жизни, которая является вечной и
проходит в постоянном общении с Господом".
[Шримад-Бхагаватам 11.2.1, комментарий]
Дневник Странствующего Проповедника
Том 9, Глава 8
5 - 12 июля 2008
Проклятие
Преданные были в приподнятом состоянии духа после фестиваля, прошедшего на
пляже с оглушительным успехом. На следующий день мы отправились в Мржежино,
где должна была пройти следующая программа. Несколько преданных попросили
меня пойти на харинаму раньше обычного.
Я улыбнулся:
- Поберегите силы, - сказал я. - У нас впереди еще 43 фестиваля.
В течение всего года нет больше такого продолжительного периода, когда мы
работали бы так тяжело. Мы проводим грандиозные программы каждый день, кроме
понедельника, почти два месяца подряд. В других местах преданные могут
позволить себе отдохнуть несколько дней после Ратха-Ятры или Гаура-пурнимы,
наши же фестивали проходят день за днем.
Как преданным это удается? Они наслаждаются обществом друг друга и делятся
своей удачей с теми, кто еще не стал преданными. Ничего удивительного. Это
происходит уже сотни лет.
Шри Нарахари Чакраварти Тхакур писал: "Новости о том, что огромное
количество людей были обращены в Вайшнавизм, распространились по всей земле.
Все преданные были воодушевлены этим. Харинама дас и Рамакришна дас с
радостью занялись санкиртаной. В результате этого они стали абсолютно
безразличны к материальной жизни, ибо обрели самое ценное сокровище -
преданное служение Господу. Став преданными, они поселились у Баларама
Кавираджи, чтобы быть постоянно погруженными в слушание и воспевание славы
Господа".
[Нароттама-виласа, виласа 10]
В то утро наша Харинама шла по пляжу, мы раздавали приглашения и
рассказывали людям, что вечером будет программа. Преданным не пришлось долго
ждать, чтобы увидеть результаты своих усилий. Когда мы проходили мимо одной
семьи сидящей на лежаках, мужчина подозвал меня и одного из моих учеников.
- Мы очень рады, что вы будете проводить свой фестиваль, когда мы отдыхаем
здесь, - сказал он. - Мы посетили его в прошлом году, и нам очень
понравилось. На самом деле мы вспоминали его каждый день. Наша четырехлетняя
дочь - ваша большая поклонница. Весь год, каждый день она пела вашу песню,
даже во сне.
- Какую песню? - уточнил я.
- Марта, - сказал отец, - спой.
Маленькая Марта встала, широко улыбнулась и с сияющим лицом запела:
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе
Она пела снова и снова. Мы извинились и побежали догонять группу киртана,
которая ушла дальше по пляжу.
Чуть позже, когда мы свернули с пляжа на пешеходную дорожку, мы увидели
10-летнего мальчика, который занимался йогой, перед ним стояла коробка для
пожертвований. Я был потрясен. Он был такой гибкий, что с легкостью выполнял
йогические асаны, которые под силу только достигшему совершенства йогу.
- Где ты научился этому? - спросил его преданный.
- Меня никто не учил, - ответил мальчик. - Это проявилось само собой. Я с
самого детства знаю, как это делать. В своей школе я попытался обучать йоге
других, но большинству ребят это не интересно. У них на уме только футбол и
девочки. Некоторые даже наркотики употребляют. Такие тупые. Большую часть
времени я провожу в одиночестве, пытаюсь собрать денег, чтобы однажды
отправиться в Индию и обучаться йоге у гуру в Гималаях.
Мы пошли дальше и мне на память пришли два стиха из Бхагавад-гиты:
"Проведя великое множество жизней в наслаждениях на планетах, где живут
благочестивые живые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников
или богатых аристократов".
"У того, кто родился в такой семье, просыпается божественное сознание,
которым он обладал в предыдущей жизни, и он вновь начинает заниматься йогой,
чтобы достичь совершенства, о сын Куру".
[Бхагавад-гита, 6.41,43]
Через четыре часа я привел Харинаму на фестивальную площадку. Только что
пришла машина с прасадом, и преданные ели с большим аппетитом. После обеда
они несколько минут отдохнули на траве, а потом отправились заниматься
каждый своим служением. Я поразился их выносливости: после четырех часов
Харинамы они приступали к своим обязанностям на фестивале, который продлится
пять часов, передохнув всего несколько минут.
Когда я приблизился к сцене, ко мне подошел бхакта Доминик с тревожными
новостями.
- Здесь только что были две монашки, они гуляли по фестивальной площадке и
все разглядывали, - сказал он. - А когда им сказали, что мы преданные Харе
Кришна, они неожиданно пришли в ярость и стали проклинать нас. "Вы опасная
секта! - кричала одна из них. - Вы привели Дьявола в наш город!"
- А другая вопила: "Господь лично покарает вас! Он накажет вас и каждого,
кто придет на этот фестиваль! Мы проклинаем вас! Пусть ваш фестиваль
провалится не начавшись!"
- Потом они ушли. Люди наблюдали эту картину, и некоторые последовали за
ними. Было очень неприятно.
Я прошелся по фестивальной площадке, чтобы убедиться, что все палатки
открыты и все преданные на своих местах. Гости текли рекой, и
бхаджан-группа, открывающая фестиваль, начала петь на сцене. Сладостные
звуки музыки пронизывали все вокруг, создавая удивительную атмосферу.
Неожиданно звук и свет на сцене вырубились. Наш трехтонный генератор встал.
Доминик и еще трое ребят из команды техников бросились за сцену, лихорадочно
пытаясь устранить поломку.
Я недоумевал, как практически новый генератор мог поломаться. Через 20
тревожных минут зрители стали беспокоиться. Доминик подошел ко мне и сказал,
что они не могут понять, в чем проблема.
- Доминик, - сказал я, - у нас перед сценой сидит пятьсот человек. Они
уйдут, если мы не продолжим программу.
Я сел и стал смотреть на толпу. Прошло еще 20 минут, и люди начали
расходиться. Неожиданно из генератора вырвался большой клуб белого дыма.
Доминик, который наполовину был внутри генератора, высунулся и показал мне
большой палец. Электричество появилось на сцене.
- Начинайте представление, - крикнул я артистам. Через секунду
бхаджан-группа запела, но мгновение спустя свет снова погас.
Один из парней со сцены крикнул мне:
- Махараджа, остановить представление?
- Нет, - крикнул я. - Звук есть. Продолжайте без света.
Было темно и практически не видно ничего, что происходило на сцене, но у нас
не было выбора. Доминик со своей командой работали под сценой, налаживая
освещение. Через пятнадцать минут свет появился. Но генератор снова
остановился, а вместе с ним и вся программа. Посмотрев начало представления,
зрители терпеливо ждали, пока ребята починят генератор. Через десять минут
он снова завелся.
- Ничего подобного прежде не было, - подумал я. Я смотрел на тысячи людей,
которые бродили по нашей фестивальной площадке, и молился, чтобы наши
проблемы на этом закончились.
В следующее мгновение ко мне подбежал Доминик.
- Махараджа, - сказал он, - по необъяснимой причине я оставил все СД-диски
для сценического представления на базе. Я уже отправил за ними человека, но
это займет, по меньшей мере, два часа.
Я остолбенел. У нас не было иного выбора, как использовать прошлогодние
диски. Принимая во внимание огромное количество зрителей, проблемы,
следующие одна за другой, воспринимались не просто как мелкие неурядицы. Я
решил не зацикливаться на всем этом и направился к ресторану.
По пути я заметил мужчину, который сидел, прислонившись к мусорному
контейнеру. Судя по его рваной одежде, небритому лицу и унылому виду, я
понял, что он бездомный. Подойдя поближе, я к своему удивлению обнаружил,
что он цветными карандашами рисует прекрасную картину нашего фестиваля.
- Вы очень талантливы, - сказал я ему.
Он посмотрел на меня.
- Благодарю вас, - ответил он. - Я рисую только то, что красиво. Это
помогает не терять надежду на лучшее в моей несчастной судьбе.
- Где вы научились так рисовать? - спросил я его.
- Это всегда было моим хобби, - ответил он. - По образованию я бухгалтер.
Когда-то у меня была престижная, высокооплачиваемая работа, красивая жена,
дети и собственный дом, но я все потерял.
- Но, безусловно, такой одаренный и разумный человек снова может подняться,
- сказал я.
- Только если мне не предначертано остаться таким, - ответил он. - Я
надеюсь, что в следующей жизни мне повезет больше.
- Вы верите в реинкарнацию? - спросил я.
- Да, верю, - ответил он. - Я каждый день читаю Бхагавад гиту. Это все, что
у меня есть. Много лет назад я купил ее у кого-то на улице. Там есть стихи
на санскрите, перевод и комментарии Свами Прабхупады. Тогда она меня не
очень заинтересовала, но я ее сохранил. Это единственное, что я взял с
собой, когда все рухнуло. Она лежит у меня в рюкзаке в лесу под деревом.
- Удивительно, - сказал я. - Вы знаете, что этот фестиваль основан на учении
Бхагавад гиты?
- Это заметно, - ответил он.
Я попросил прощения и пошел к ресторану. Через два часа, когда я смотрел на
представление, которое наконец-то шло как надо, этот мужчина подошел ко мне.
- Извините, - сказал он. - Мне сказали, что Вы гуру.
- Да, - согласился я, - я духовный учитель некоторых из этих преданных.
- Спасибо, что уделили мне время и поговорили со мной, - сказал он. - Я не
сразу понял кто Вы.
- Я не являюсь кем-то особенным, - ответил я. - Мне просто посчастливилось
встретиться с человеком, который перевел Бхагавад гиту, которую вы читаете.
- А мне повезло встретиться с Вами, - сказал он. - Я бы хотел задать Вам
несколько вопросов, но мне нужно идти. Не могли бы мы встретиться в один из
дней на следующем фестивале? Я знаю, где он будет проходить.
- Это далеко отсюда, - предупредил я.
- Я доберусь, - успокоил он меня. - Это очень важно.
- Тогда увидимся там, - ответил я.
В тот вечер один из преданных спросил меня:
- Гуру Махараджа, некоторые преданные говорят, что сегодня у нас было так
много проблем в начале программы из-за проклятия монашек. Как Вы считаете,
это так?
- Это нелепо, - ответил я. - Господь всегда защищает Своих преданных. Более
того, этот фестиваль подобен Вайкунтхе, духовному миру. Попав сюда можно
обрести лишь удачу. Проклятия здесь не действуют.
Шрила Прабхупада пишет:
"Из-за проклятия Дакши Нараде не позволяется жить в одном месте
продолжительное время. Однако, Шридхара Свами подчеркивает: на тасьям
сападех прабхавах - в Двараке не действуют проклятия и нет других бед,
потому что Дварака является обителью Верховной Личности Бога и Он
собственноручно защищает ее, что указано в словах говинда-бхуджа-гуптаям.
Обусловленные души ведут борьбу в царстве майи с жестокими законами
материальной природы, такими как рождение, смерть, старость и болезнь, но
если такой обусловленной душе посчастливится войти в город Верховной
Личности Бога: Двараку, Матхуру или Вриндаван - и жить там под защитой
всемогущих рук Верховного Господа, Кришны, она испытает беграничное
трансцендентное блаженство настоящей жизни, которая является вечной и
проходит в постоянном общении с Господом".
[Шримад-Бхагаватам 11.2.1, комментарий]